«Директор кому-то «дает пять», с кем-то обнимается, шутит». Как проходит первый день в американской школе

«Директор кому-то «дает пять», с кем-то обнимается, шутит». Как проходит первый день в американской школе - слайд

© pixabay.com

Педагог и психолог Ирина Беляева рассказала как проходит первый учебный день в американской школе, зачем учителя лично знакомятся и болтают с каждым родителем и почему зайти обнять своего ребенка-первоклассника среди учебного дня - это нормально.

ИРИНА БЕЛЯЕВА

педагог и психолог

На прошлой неделе очередная американская школа гостеприимно распахнула дверь перед моими детьми и, что не менее важно, - передо мной! Да, каждая система имеет плюсы, минусы, каждая ментальность - особенности, что-то восхищает, что-то удивляет, веселит и иногда разочаровывает. Так вот, я о том, что восхищает. Есть традиции, с которыми я практически не сталкивалась в России (только в отдельных случаях, индивидуальные инициативы), но которые столь очевидны, что непонятно, почему же так не делают все?

Я о выстраивании отношений с родителями. Местные школы ждут к себе не «учеников такой-то школы», а «семьи такой-то школы». Почувствуйте разницу.

Это правда - родители доверяют школе самое ценное, что у них есть – детей, можно сказать, дети становятся заложниками учебного заведения и при этом остаются за стеной.

Мы, родители, особенно в младшей школе, очень уязвимы и часто не находим себе места, когда ребенок хлопает тяжелой дверью школьного здания, и коридоры поглощают его, такого родного и беззащитного, у нас на глазах. А потом вся коммуникация – это собрания, на которых только и остается надеяться, что тебя прилюдно не отчитают, а если звонят из школы – наверняка не к добру, ну или денег нужно собрать на покраску стен и новые парты. Я утрирую, да. Но все же.

Мы, учителя, на самом деле тоже очень зависим от родителей, но часто это оборачивается желанием спрятаться от них за классными дверьми, электронным журналом и нормативами ФГОС.

Когда я училась в школе и когда я работала в школе, учителя были каким-то небожителями: у них, как у президента, нет личной жизни, увлечений, детей, взлетов и падений, сильных и слабых сторон. Они – люди-функции.

А оказывается, можно по-другому. В России процесс «очеловечивания учителей» тоже давно идет, но здесь, за океаном, это – устоявшаяся норма. Что же делают в штате Миссури (из увиденного мной в двух школах и прочитанного в блогах американских учителей):

 Школа всегда открыта для родителей. Директор с утра и вечером обычно «на передовой» в любую погоду. Но нет, у детей не учащается пульс при виде главы школы – никто не планирует проверять цвет волос или наличие сменки. Директор помогает разойтись по автобусам, кому-то «дает пять», с кем-то обнимается, шутит. И да, это не только один специфический директор. Хотя за все школы не скажу.

 Родитель может прийти в школу в любое время. Позвонить в звонок, записаться в журнал у секретаря при входе и идти себе куда хочешь - хочешь в класс, хочешь в спортзал, хочешь в библиотеке сиди. Круглый год, не только в первый день учебы (я так в самом начале нашей учебы в США приходила на перемены и ланчи, чтобы поддержать Наташку, и я такая не одна). Да, и родитель не «посторонний в школе» - все ему рады, готовы помочь и просто "поболтать". Да, у них есть на это время. Приоритеты. В школе около 400 детей.

statesman.com

 Учителя в первые дни встречают детей при входе в класс, и у каждого учителя есть своя манера приветствия. Мужчины любят «давать пять», каким-нибудь особым способом, женщины пытаются «установить контакт» и сделать комплимент: «О! Тебя зовут Наташа, так же зовут мою любимую актрису!», «У тебя футболка со звездными войнами – мой любимый эпизод пятый! А твой?», «Вау, какая кошка на пенале – обожаю кошек, у меня их две». Оказывается, всегда можно найти мелочь, которая вас объединяет. А детям приятно – их заметили, выделили.

 В первый день учебы и детям, и родителям учителя и директор рассказывают про себя: сколько у них детей, сколько они работают в школе, что любят, как живут, какие у них взгляды на образование, почему они выбрали такую профессию. И мне это кажется ужасно важным – я отдаю вам детей, я хочу знать кто вы? Вы же про меня знаете все! Это просто нечестно, что я должна доверить вам своего ребенка и даже не знаю что вы за человек.

 Письма. О, тут очень любят письма. Учителя обязательно в первый день передают и\или присылают письма домой. Некоторые – видеообращения. Что в письме? Обычно, первая половина – восторги по поводу начала нового учебного года (ну это США), а вот вторая – о самом учителе, о его ожиданиях от нового учебного года, о приоритетах, учебных и дисциплинарных, обязательно – все возможные контакты: е-mail, домашний телефон, рабочий телефон, а также приглашение приходить, писать, звонить с любым вопросом.

statesman.com

 В первый день Наташкина учительница позвонила мне со своего личного телефона с вопросом о том, как Наташа себя чувствует после первого дня, и чтобы еще раз напомнить, что она рада любым моим звонкам. Да, теперь я не буду мучаться раздумьями, можно ли звонить человеку на личный телефон в нерабочее время, если мне действительно это будет почему-то нужно. Хотя, конечно, я предпочитаю электронную почту.

 Для детей часто устанавливается специальный почтовый ящик на столе учителя, куда можно в любое время класть письма и записки.

 Родителей просят в первый день заполнить анкету о ребенке, но не список кружков и отметки о наличии аллергии, а «как вы называете ребенка дома», «в чем ваш ребенок силен», «что ему не очень нравится», «что помогает вашему ребенку расслабиться», «есть ли у него любимые книги и игры?», «что я должен знать о вашем ребенке, что поможет мне установить доверительные отношения» etc.

statesman.com

 Устраиваются специальные «чаепития» для родителей, всячески приветствуется любое волонтерство и участие в жизни школы. Можно приходить и помогать в библиотеке, в канцелярии, можно помогать на уроках, можно организовывать праздники, можно сопровождать в поездках, все добровольно и ровно столько, сколько вы хотите и можете себе позволить. Куча мероприятий типа «донатс с папой», «маффин с мамой», «ланч с бабушкой и дедушкой». Обычно с утра – до работы, около 8, завтрак на 20-30 минут, или же вечером, после 18 (тут Америка – все работают!).

Самое основное, конечно, общий посыл: «родители – главные люди в жизни ребенка, мы, учителя, очень ценим то, что вы доверяете нам его учить, пожалуйста, помогите нам оправдать это доверие». Школа - не закрытое заведение, и родители такие же полноправные участники учебного процесса.

Конечно, тут же можно поспорить, рассказать о том, как много времени все это занимает – пойди позвони всему классу (20-25 человек), чтобы сказать «привет, я рада провести с вами этот учебный год». Но если вы почитаете местные ресурсы для учителей, то вынуждены будете согласится с простой мыслью: хорошо и правильно выстроенные отношения с детьми и их семьями в начале учебного года – залог успешной коммуникации в течение учебного года и в итоге стратегически вы окажетесь в гораздо более выгодном положении, чем ваши более закрытые для внешнего мира коллеги.

А вот Наташка идет первый день в школу. С цветами мы были одни конечно. Но это как раз тот момент, когда совсем не неловко выделяться. Я люблю цветы!

из личного архива Ирины Беляевой

Изначально Ирина опубликовала этот текст у себя в Facebook. Мы публикуем его с разрешения автора.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Подборка книг про взросление, проблемы в семье и отношения. А еще про любовь и дружбу.
Развлечения
Мы выбрали самые интересные места Подмосковья — с редкими животными, необычными механизмами, вкусной едой или выдающейся архитектурой,...
->