Ребенку шесть, а он еще не читает?
Недавно мы рассказывали вам о выступлении Риммы Раппопорт на презентации ее новой книги «Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги».
Специальной гостьей мероприятия стала главред CJ Лена Аверьянова и сегодня мы публикуем ее рассказ о том, почему дети к шести годам никому ничего не должны, как она относится к аудиокнигами и какой единственный комикс прочитала.
Родители действительно довольно часто паникуют из-за того, что дети не читают. И мне кажется, книга Риммы попала в эту родительскую боль. Книжка здорово написана в том смысле, что она никого не учит. Отсутствие назидательного тона делает ее максимально открытой для родителей.
Родители, которые боятся, что они откроют эту книгу и «получат по голове» за то, что их дети не читают, могут не волноваться.
Книга написана очень иронично, и мне нравится, что Римма там выступает не только как человек с экспертизой, как педагог, но и как мама, которая тоже задается вопросами о том, почему мой ребенок не читает, что делать, чтобы он начал читать. Особая ирония: чтобы прочитать о том, как привлечь ребенка к книге, нужно прочитать книгу.
У меня не очень большая экспертиза в этом смысле. Но по себе могу сказать, что мне в какой-то момент удалось перестать видеть в ребенке отражение своего детства и своего интереса к книгам.
И как только я отстала от дочери, она сама начала читать.
Естественно, она пока читает не очень быстро, и не особо погружаясь в книгу, но этот интерес идет от нее, а не от меня. И мне очень отрадно наблюдать за тем, как у ребенка развивается и желание читать, и тот самый эмоциональный интеллект. Мне кажется, это связанные процессы. Чем быстрее ты научишь ребенка распознавать собственные эмоции, тем быстрее ему захочется узнать эмоции других, в том числе и литературных персонажей, через них опять же довольно удобно объяснять эмоции людей и живых существ в принципе.
У современных детей все-таки довольно длинное детство по сравнению с нашим. От нас требовалось к шести годам освоить какие-то навыки, среди которых обычно было чтение. Сегодня перед детьми уже совсем другие вызовы и ограничения.
С одной стороны, мы пытаемся контролировать их общение с гаджетами, с другой, требуем, чтобы они сидели с книгами.
Поэтому кажется, что это неплохо, когда дети успевают дозреть и интерес к чтению для них становится более естественным, чем это было у нас.
Я не очень хороший читатель комиксов и прочитала в своей жизни один графический роман — V For Vendetta, потому что я очень люблю фильм, соответственно, мне надо было прочесть первоисточник. Мне просто визуально тяжело, я не очень хорошо слежу за сюжетом из-за картинок.
Но я абсолютно уверена, что комиксы — это самостоятельный вид искусства.
И мне кажется, что из-за сложности визуального восприятия комиксы могут быть даже интереснее, глубже некоторых литературных произведений (да простят меня литературные произведения). Ничего пренебрежительного по отношению к комиксам быть не может. Конечно, тут еще и от качества многое зависит, комикс комиксу рознь. Не бывает плохих литературных произведений, а вот плохие комиксы бывают.
С аудиокнигами у меня тоже сложные отношения, видимо, я человек, который читает глазами. Но как дополнение к детской литературе — это интересно, это новый опыт, особенно если речь про аудиоспектакль, где есть вкрапления музыки и дополнительных звуков. То есть это такое более сенсорное погружение, чем просто чтение. Ребенку мы каждый вечер ставим аудиосказки и она сама может выбирать, что ей интересно послушать сегодня.
Бывают тематические подборки для праздников, например, к 8 Марта мы сделали подборку книг про волевых женщин и равноправие. Бывают запросы читателей, мы за этим внимательно следим. Где найти подборку книг для малышей — вот это очень частый запрос.
И это логично, ведь, как я все время говорю, новые родители появляются каждый день, новые книги тоже появляются каждый день. И родителям, конечно, эти маячки обязательно нужны, это большая поддержка.
Я помню себя, когда я была просто в панике, не знала, что можно читать, кроме Чуковского.
И вот, памятуя об этом страхе, я решила, что такая рубрика должна быть регулярной. Проблема только в том, что из-за такой регулярности люди очень часто пропускают их выход. И приходится их куда-то отправлять, просить погуглить или делать подборки подборок. Но мы стараемся повторять эти материалы регулярно, чтобы родители понимали, что происходит вообще в современной литературе для детей.
У нас недавно был текст про то, что сегодня вообще нельзя ребенку читать ту самую детскую классику, в частности, Барто. И люди были, конечно, в ужасе: «В смысле не читать Барто, а что читать тогда?».
И мы в ответ на это подготовили две подборки: советских писателей, которых можно читать вместо Барто, и современных поэтесс, которые вполне заменят Барто.
Основной страх родителя: если мы не прочтем Чуковского, мы все умрем. Как мы без Чуковского, это наш культурный код! А потом мы начинаем читать «Муху Цокотуху» и такие: «О, нет, боже, там же все умерли!».
А когда мы делали текст про Джулию Дональдсон, все тоже были в ужасе, потому что люди не знали, кто это, писали: зачем это, если есть Чуковский. В общем, это замкнутый круг, но мы стараемся его разомкнуть все-таки.
Я работаю из дома уже шесть лет, когда началась пандемия, в целом на моем режиме это не особо сказалось.
Мы не выходили на улицу с марта по сентябрь, только выходили гулять на балкон и на этом все. Я не знаю, связано ли это с тем, что мы постоянно были вместе, но за это время у ребенка проснулся классический интерес к динозаврам.
И вот как раз первые месяцы изоляции у нас прошли под эгидой покупки всех возможных книг про динозавров. И для меня это тоже было очень плодотворное время в читательском смысле, потому что я никогда не интересовалась динозаврами и мне все это было интересно прочесть. Я ценю этот опыт и благодарна динозаврам за то, что они у нас были.
Я не имею отношения к образованию, но как родитель человека, который в этом году идет в первый класс, хочу сказать о таком противоречии. Мы, современное поколение родителей, очень тщательно работаем над тем, чтобы дети умели выражать свое мнение.
При этом школьные уроки литературы не то что выражение, а наличие такого мнения не приветствуют.
Мне кажется, главное изменение, которое должно произойти в системе образования, это поощрение детей к высказыванию своего мнения, чтобы дети не боялись этого делать. Я вспоминаю себя в школьные годы, у нас, конечно, свое мнение тоже не очень приветствовалось. И меня все считали выскочкой на уроках литературы, когда я что-то такое высказывала.
Но это большой труд — работать с мнениями. И в книге Риммы правильно сказано о том, что именно люди, которых не научили выражать свою позицию, пишут потом хамские комментарии в сети, прикрываясь своим мнением.
Я хочу прочесть все книжки, которые перечислены в книге Риммы, весь список, который на страницах рекомендуют учителя и сами дети. Это прям очень классный список и я всем советую прочесть эту книгу, чтобы в том числе узнать, что читать дальше.
Заказать книгу Риммы Раппопорт «Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги» и перестать волноваться о том, что ребенок не прочитал всю Линдгрен в первом классе, можно на сайте издательства Individuum.
Еще почитать по теме: