«Не стоит давить на своего ребенка, к нему придет понимание его будущего само»

«Не стоит давить на своего ребенка, к нему придет понимание его будущего само» - слайд

Юные подкастеры рассказали Chips Journal о будущем, перспективах и самих себе

Старшеклассники Ануша, Ваня и Егор ведут подкаст о своей нелегкой подростковой доле «Собака съела дневник». В первых сезонах они отвечали на вопросы своих слушателей про любовь, буллинг, телефонную зависимость и другие животрепещущие темы. Но теперь Ване и Егору нужно готовиться к поступлению, а для этого надо придумать, чем хочется заняться. Так что для последних эпизодов ребята поговорили с представителями разных профессий об их ремесле — от татуировщика, патологоанатома до гейм дизайнера и блогера. По статистике, собранной студией Либо/Либо, подкаст «Собака съела дневник» включают не только тинейджеры, но и родители, которые хотят понять, о чем думают современные подростки. Нам тоже интересно, поэтому мы задали несколько важных вопросов популярным подкастерам.

Вы уже решили, куда поступать?

Егор, 15 лет: Я перешел в 10-й класс. Я думал, что это время, когда можно немного отдохнуть, но мама так не считает. Она уже спрашивает, что я буду сдавать. Я, кажется, более-менее определился, но меня немного пугает эта ситуация — выбор сделан, но я все еще не очень в нем уверен. От этого бывают мурашки. Сейчас я делаю упор на литературу, обществознание, русский и английский. Мне нравятся гуманитарные науки. Я пока не знаю, куда буду поступать. Я беспокоюсь из-за того, что вариантов много, а я еще не определился.

Ваня, 14 лет: Сейчас перегружены вообще все, не только мы. Нам бывает тяжело учиться, но это же кайф, когда тебе нравится то, что ты делаешь. Я хочу поступить в Вышку. Для этого я делаю разные интересные проекты — и мне прикольно, так что все зависит от восприятия. Если готовишься к тому, чего тебе хочется, это не воспринимается как нагруженность.

Егор, 15 лет: К тому же, привыкаешь к какому-то графику. Мы много времени проводим в школе. На это уходит большая часть нашей жизни. Но бывают такие дни, когда занят, плохое настроение, все валится из рук. Тогда понимаешь, что хочешь взять перерыв, что тебе тяжело. Но в обычные дни, когда все хорошо идет, ты об этом просто не задумываешься.

Выбор профессии — это очень нервно?

Ваня, 14 лет: Когда мы писали третий сезон, у меня немножко перевернулся мир, потому что профессии, которые интересно звучат, оказались не так привлекательны. На примере успешного блогера мы поняли, что это не тот человек, который лежит на пляже 24/7 и фоткается, а занимается кропотливой работой, чтобы производить и продвигать свой контент.

Ануша, 13 лет: Кстати, с этим связана одна история. Мне очень понравилась одна наша гостья, активистка Даша. Мне она так понравилась, что я потом стояла с плакатами «Я/Мы Гном Гномыч» и «Гном Гномыч Life Matters» на улице. Но ко мне подошли полицейские. В первые 5 секунд я решила, что буду стоять, но потом убежала. Я поняла, что я струсила, а трусить никогда не надо и в следующий раз я доведу дело до конца. Потом кто-то даже кинул жалобу на пост в блоге. Это неприятно было.

Ваня, 14 лет: Нам повезло с родителями, они нас особенно не ограничивают в выборе, им главное, чтоб нам нравилась наша работа. А есть другие, которые могут сказать: “Нет, будешь юристом и все”.

Егор, 15 лет: Я согласен, что у нас родители относятся нейтрально. Они примут любой наш выбор. Я бы не сказал, что если бы я пришел домой и сказал, что хочу быть татуировщиком, мама бы меня из дома выставила.

На вас давят родители?

Егор, 15 лет: Маму, конечно, сильно волнует, куда я буду поступать. Я и сам периодически смотрю, куда можно поступить, но на маму иногда накатывает и она начинает забивать мне голову: “Посмотри вот это, посмотри то, посмотри сюда”. Иногда у нее просто какой-то бзик, чтобы забить мне весь день выбором университета, хотя я сам еще не знаю, что выбрать.

Ваня, 14 лет: А моя мама поняла, куда я хочу поступать и теперь забивает мой день делами, связанными с поступлением, без моего ведома: “Ой, я тебе репетитора нового нашла. А вот тут на сайте посмотри вот это, а там вот то”. Иногда кажется, что меня слишко сильно нагружают из-за того, что я определился с тем, куда хочу идти. Наверное, мама думает так: “Решил, значит работай для этого!” Учитывая, что я только в 9 класс иду, немного подбешивает — мои одноклассники еще не задумываются о поступлении, а мне уже надо делать какие-то серьезные вещи. Я понимаю, что это потом мне в плюс пойдет, но мне все же иногда хочется страдать ерундой. Пару дней мамины советы можно просто игнорировать. Можно обещать, что сделаешь, а потом забыть. Это вообще мой излюбленный способ. Иногда мне стыдно за это, а иногда нет.

Не стоит давить на своего ребенка, к нему придет понимание его будущего само. Это можно как-то стимулировать, помогая в каких-то начинаниях, обеспечивая возможность как-то проявить себя в профессиональном плане (кружки, секции) и все такое. Ну и, конечно же, оказывая моральную поддержку. Навязывание своих идей обычно только отталкивает.

Что вас поддерживает?

Ваня, 14 лет: Как бы странно это ни звучало, но меня и бесит, и поддерживает одно и то же — то, что меня везде пихают. Я понимаю, что из этого может выйти что-то полезное.

Егор, 15 лет: То же самое. До 10-го класса я дополнительно занимался математикой один раз в неделю и мог спокойно учиться. Сейчас же родители хотят, чтобы я ей занимался либо два, либо три раза в неделю. Как и Ваня, я понимаю, что это к лучшему, но иногда думаю, что и раза в неделю достаточно, ведь все нормально было, зачем тогда все усложнять? Дайте отдохнуть.

Что вы поняли про учебу и работу, когда писали свой подкаст?

Ануша, 12 лет: Мне почему-то всегда казалось, что место, где я буду работать, будет зависеть от моей специальности, но по итогам наших разговоров с разными профессионалами могу сказать, что это оказалось абсолютно не так. Ты должен учиться там, где хочешь учиться, а искать работу — это уже другой разговор.

Ваня, 14 лет: Я полностью согласен с Анушей. Если ты поступил не туда, куда надо, у тебя все равно есть шансы попасть на ту работу, которая тебе в итоге понравится. А еще благодаря подкасту мы поняли, что деньги зарабатывать значительно сложнее, чем мы думали. Я чувствую какую-то несправедливость, что люди разных профессий, выполняя разный объем работы, получают очень разные деньги. Это меня смутило. Например, геймдизайнер получает гораздо больше денег, чем человек, который должен, во-первых, много учиться на патологоанатома, во-вторых, работать не в самых простых условиях. Еще у нас был историк-исследователь, выпуск с которым у нас так и не вышел. Он делает ужасно скучную работу, за которую, мне кажется, нужно получать какие-то бонусы.

Материалы по теме
->