Ребенок, я выбираю тебя! Письмо редактора

Ребенок, я выбираю тебя! Письмо редактора - слайд

© Коллаж Паулы Доменти

Воскресная колонка главного редактора CJ Лены Аверьяновой

Привет!

Сейчас я редко делюсь своим родительским опытом с вами — в силу особенностей организации работы, текстов я пишу меньше, да и потребность в солидаризации через соприкосновение с проблемами родительства и сбор информации уже не так остра.

С одной стороны, это происходит потому, что я удовлетворяю свой родительский интерес к информации через профессиональный — я читаю много текстов редакторов CJ, узнаю из них кучу полезных сведений о родительстве и остаюсь информационно удовлетворенной.

С другой, моя дочь становится старше, а я — все дальше от проблем прорезывания зубов, стадии отрицания времен буйного тоддлерства и кризиса трех лет. Проблемы становятся более индивидуально окрашенными — а следовательно, и опыт получается менее универсальный, чем прежде.

Да и вообще, если бы я хотела много рассказывать о своем родительстве, я бы занималась не медиа, а вела бы личный блог о том, как я воспитываю своего ребенка. Непонятно, правда, кому бы это надо было — ведь я совсем не гуру воспитания, даже несмотря на то, что по долгу службы имею возможность узнавать о нем очень много.


Впрочем, это я отвлеклась, ведь сегодня как раз тот случай, когда я хочу поделиться своим родительским опытом! Мне показалось, что он может быть актуальным для тех, кто размышляет о школьном образовании для своего ребенка.


В этом году заявления на прием детей в первый класс начнут принимать 1 апреля, то есть уже совсем скоро. Многие из вас, как и я, растят будущих первоклашек. Это, конечно, очень волнительный момент — отдавать этих крошечных ребят в школу: только став матерью, я поняла, как все-таки это мало — шесть-семь лет, какие они еще в этом возрасте малыши на самом-то деле. Но это все лирика, а практика такова, что многие из вас, как и я, сомневаются в том, что стандартная общеобразовательная система — это хороший выбор.

Эти сомнения вполне понятны: во-первых, кто уже только не заявлял о чудовищном падении уровня школьного образования, а во-вторых, опыт пандемии показал, как много проблем на самом деле есть в системе школьного обучения, отношениях между преподавателями, детьми и родителями. Оказалось, что большинство учителей остались недовольными качеством организации занятий на дистанционном обучении, а сами школьники — едва ли получили необходимый для сдачи контрольных и экзаменов уровень знаний.

Моя подруга рассказала мне вчера, что ее сыну предстоит сдавать биологию по итогам двенадцати дистанционных уроков, которые успела провести их учительница: все остальное время она болела коронавирусом и попросту не могла работать, а замену ей не нашли. Корона короной, а контроша по расписанию. Родители взвыли и попросили отменить ОГЭ и ЕГЭ. Короче, стало заметно, как сильно школу лихорадит.


Но мне кажется, в этом есть и положительный момент: обнажение проблем все же приведет к их решению.


Пусть и не сегодня-завтра, но в каком-то обозримом будущем. Несмотря на то, что школы все еще очень консервативны, а часто и вовсе отстают от современных тенденций в образовании, среди молодых специалистов есть те, кто готов менять систему. И да, опять же, очень часто им ставят палки в колеса и мешают жить полноценной жизнью вне школы, я верю в то, что движение, которое приведет к построению новых «нейронных связей» в российской школе, уже идет.

И помогают ему в том числе практики альтернативного образования, которые можно выбрать в современной России, — от домашнего обучения до анскулинга. Еще недавно мне казалось все это чем-то граничащим с идеологией хиппи, но уже сегодня я безумно благодарна тому, что все-таки у родителей школьников есть выбор. И я понимаю, что сделать шаг и выйти из системы, к которой мы сами привыкли и, возможно, не мыслим себя вне ее, это трудно.


Потому что наращивание новых нейронных связей — как буквальных, так и метафорических, — это процесс довольно непростой и требующий определенной решимости.


Какое-то время назад я думала, что уж у меня ее точно нет: я много работаю, мне едва ли хватает выходных, чтобы прийти в себя после недели в редакции, я не занимаюсь с ребенком по специальным пособиям и не гоняю ее по подготовительным занятиям. Короче, так себе мать будущей первоклашки, если посмотреть на меня глазами поборников классического образования.

Но моему ребенку скоро семь — и я решила, что пора признать и принять тот факт, что я не вписываюсь в большинство. Я не воспитываю своего ребенка так, как это сделало бы большинство — это не хорошо и не плохо, это просто так. И растет она тоже не тем ребенком, которого я прямо сейчас вижу в муниципальной школе за партой. Возможно, со временем она передумает и примет другое решение, но пока мы выбрали семейную форму обучения.


Когда я только начала изучать вопрос, я была очень взволнована и не очень уверена в своих силах. Но обретение знаний — это действительно сила: чем больше я узнавала о возможностях СО, тем больше я понимала, что это именно то, что подойдет нашей семье идеально.


Оказалось, что на семейном образовании необязательно настраивать весь процесс обучения дома — можно ходить в школы, точнее, некие образовательные клубы, которые будут заниматься обучением ребенка и следить за тем, чтобы все знания, необходимые для успешных аттестаций (их нужно сдавать в обычной школе, но и это можно делать дистанционно), у него были. Но делать они это будут иначе, чем это было бы в обычном классе. В зависимости от того, что именно вы ищете, вы сможете подобрать тот формат обучения, который максимально соответствует темпераменту, интересам ребенка и вашим представлениям о прекрасном.

Да, это и правда не так просто, особенно, подозреваю, в регионах. Но я знаю примеры родителей из небольших городов, которые не только находили комфортные варианты СО для своих детей, но и сами становились авторами инициатив по созданию семейных классов, школ-клубов, обучающих пространств. И их примеры очень вдохновляющие!


И я надеюсь, что кого-нибудь из вас вдохновлю и я.


Мне кажется, научить ребенка тому, что нужно знать в школе, вне школы — это не так уж сложно. И страх родителей перед отказом от классической школы скорее связан не с риском потери должного уровня образования при переходе в другую систему, а с тем, что скажут люди и как же он будет дальше.

А я думаю, когда наши будущие первоклашки подрастут, цениться будут не столько приобретенные знания (хотя, безусловно, и они тоже), сколько их устойчивость, мотивированность, способность искать нестандартные решения, реагировать на эмоции и слышать других, свобода делать собственные выводы и применять критическое мышление.

Школа в том виде, в котором она существует сейчас, увы, не способствует прокачке всех этих компетенций. Поэтому я выбираю не школу, я выбираю ребенка.

Главред CJ

Лена Аверьянова

.

.

Материалы по теме
Интересное
Психология
Когда наши дети рыдают, это поднимает очень сильные эмоции, напоминает о наших собственных детских травмах.
Психология
Какие же вещи взрослые считают своим неотъемлемым правом, но не разрешают детям?
->