«Спектакли все время живут. Они все время меняются»: монолог художественного руководителя Детского музыкального театра юного актера

«Спектакли все время живут. Они все время меняются»: монолог художественного руководителя Детского музыкального театра юного актера - слайд

© Мюзикл «Приключения Тома Сойера»

Александр Федеоров рассказывает о том, как работают и творят его подопечные

Не так давно мы рассказывали вам о том, как живет и работает во время пандемии театральная студия театра «МОСТ», а сегодня хотим представить вам монолог художественного руководителя Детского музыкального театра юного актера,  профессора ВГИКа им. С.A. Герасимова, заслуженного артиста России, лауреат Премии правительства РФ в области культуры, Александра Федорова. Он рассказал нам о том, чем жил театр до карантина, что делал во время и какие строит планы на будущее.

Детский музыкальный театр юного актера – это театр, в котором играют дети-актеры. В нашем театре главные действующие лица спектаклей именно дети, хоть спектакли и посвящены вполне себе взрослым проблемам. Это спектакли о дружбе, о любви, о страхе, о предательстве, о счастье – обо всем, что окружает человека в его жизни. Это настоящий мир театра, в который приходят дети.

Когда спектакль готов, то они проходят за кулисы, переодеваются, настраиваются и выходят на сцену уже в других образах. Они выходят на сцену в образах Тома Сойера, Гекльберри Финна, Бекки Тэтчер, друзей этих персонажей. А на следующий день они приходят и попадают в Лондон начала 19 века – в мир Оливера Твиста, мир странных людей: маленьких воришек, гробовщиков и рыночных торговцев.

Спектакль «Пеппи Длинныйчулок»

На следующей неделе они приходят в театр и попадают в мир странной школы, где разыгрывается спектакль «Московская История 1205». Они попадают в мир отличников и двоечников, куда приходят двое новеньких, такие современные Ромео и Джульетта, и вот начинается борьба двух кланов за обладание этими новенькими.

Вот так, собственно говоря, происходит жизнь театра. Но между этими спектаклями ребята приходят в театр и занимаются постижением профессии. На их уровне, конечно, на уровне детей. Все это очень серьезно, ведь с ними занимаются профессиональные актеры, профессиональные режиссеры и профессиональные педагоги по различным дисциплинам. Поэтому между этими спектаклями лежит огромный труд. Собственно говоря, это ответ на вопрос, что мы делали до карантина. Вот в таком вот ежедневном режиме мы и жили, так мы и работали.

Могу сказать, что спектакль – это всегда праздник, к которому мы всегда идем, готовимся. Иногда это спектакли не в нашем театре – мы много ездим и показываем спектакли на других площадках. У нас есть свои постоянные места наших гастролей по Москве, если можно так выразиться. Это площадка Московского Мюзик-Холла, театр «Русская песня», Московский международный Дом музыки, московский театр Новая Опера – на этих площадках театр выступает и показывает спектакли. Там уже собирается не 90 человек, как в нашем маленьком театре, а уже 500, 600 и даже 1000. Если театр – это первый дом, то эти площадки – это уже наши вторые дома, так сказать. Там работают не просто люди, которые предоставляют нам площадку, а уже наши друзья и наши многолетние партнеры.

Хочу сказать: удивительно, что это профессиональные площадки и профессиональные театры, которые не боятся постоянно предоставлять площадку театру, казалось бы, непрофессиональному. Ведь что такое профессиональный театр? Профессиональный театра – это театр, где профессиональные актнры занимаются своей профессией. По сути, наш театр не является профессиональным театром, ведь у нас играют дети, которые еще не выбрали профессию актера. Может, конечно, они и выбрали ее в душе или мечтах, но пока что это просто школьники. Они ходят в школу, после школы приходят к нам и овладевают какими-то азами актерской профессии, после чего играют спектакли. И вот я хочу сказать, что эти серьезные театры, — и Московский Мюзик-холл, и Новая Опера, и московский Дом музыки, — с радостью предоставляют нам свои площадки, чтобы мы показывали на этих площадках спектакли. Это и доверие и, конечно, настоящее признание работы нашего театра. Потому что, если театры предоставят площадки непрофессиональному коллективу, то, если спектакль будет плохим, это может кинуть тень на то место, в котором этот спектакль был сыгран. То есть, раз нас приглашают все время, то люди понимают, что спектакли театра юного актера – это всегда уровень, всегда качество и всегда профессионализм.

Спектакль «В детской»

Что мы делаем сейчас во время карантина? Знаете, мы почти совсем не прекратили работать. Имела место недельная пауза в самом начале карантина, но в эту недельную паузу мы совещались, делали онлайн-конференции с педагогами, выработали систему, по которой мы будем продолжать работать. А дальше у нас продолжились занятия с детьми в режиме онлайн практически по всем дисциплинам, которые у нас были. Это и сценическое движение, и хореография, и актерское мастерство, и даже пение. Ребята разучивают новый материал, сдают новый материал педагогам, педагоги принимают у них этот материал и ставят за него свои оценки. После этого педагоги общаются с ребятами в онлайн-режиме, говорят о плюсах, говорят о минусах. То есть театр продолжает жить практически полной жизнью. Вплоть до того, что разучиваются новые произведения, которые должны быть поставлены в театре – это мюзикл «Республика ШКИД». И как раз сейчас заканчивается разучивание музыкального материала. Наверное, через неделю этот материал будет предоставлен художественному руководителю, то есть мне. Я посмотрю, как ребята выучили материал, что и будет сдачей работы в онлайн-режиме.

Кроме всего прочего мы сейчас открыли такой проект – театральный кинолагерь. Можно сказать, что мы привлекли себе в партнеры кино. Ребята в лагере работают с различными педагогами: и актерское мастерство, и пластика, сценическое движение и пение. А результатом этой работы, результатом таких занятий и репетиций станет 20-минутная кинозарисовка, фильм, в основе которого будет лежать детское произведение. Ребята предстанут в образах различных домашних предметов, это будут и кастрюли, и чайники, и шкафы, и ванны, и душ. И каждый из участников лагеря в конце смены получит на память этот фильм. Все сыграют единый спектакль, где каждый сыграет свой подготовленный кусочек, после чего мы все это смонтируем и получим фильм.

Сейчас готовится вторая смена этого кинолагеря. Но хочу сказать, что в первой смене участвует аж три группы детей. Они работают параллельно. А мне очень интересно, как они сравнят свои фильмы, то есть каждый фильм своей группы. Наши лагеря – это открытая система, в которой могут поучаствовать ребята не только из нашего театра, но и ребята из Москвы и даже из разных уголков России и мира. У нас есть ребята из Парижа, из Берлина, их Казахстана и Узбекистана – из тех мест, куда мы ездили с гастролями. Это русскоязычные ребята, которые смотрели наши спектакли и сейчас они хотят еще раз встретиться с нами в онлайн-пространстве. Параллельно с кинолагерем мы готовим онлайн лагерь для самых маленьких.

Какие постановки у нас идут? Это спектакль «В детской», на музыку Модеста Мусоргского, мюзикл «Приключения Оливера Твиста» по классическому мюзиклу Лайонела Барта, это мюзикл «Приключения Тома Сойера», музыкальная притча в стиле фолк «Сон о дожде», мюзикл «Московская История 1205», музыкальный спектакль «Пеппи Длинныйчулок», музыкальный комедийный вестерн «Вождь краснокожих», опера Ефрема Подгайца «Баранкин, будь человеком», спектакль-ревю «Фантазии на тему Дунаевского». Я, пожалуй, все назвал из того, что у нас сейчас идет в театре. Каждый спектакль для нас дорог, каждый спектакль любим. Конечно, кто-то из ребят больше любит один или другой спектакль.

В каких-то спектаклях заняты ребята только младших групп, как «В детской». Потом они вырастают и переходят в другие спектакли. Так что спектакли все время живут. Они все время меняются. Когда в спектакль приходит новая группа, совершенно новые ребята — это новый Оливер, новый Плут, новый Том Сойер, новые отличники и двоечники, спектакль принимает новых героев, новых актеров и, конечно, он подлаживается под них, и ребята встраиваются в этот спектакль. Поэтому происходит такое взаимное врастание новых ребят, и, конечно, спектакль приобретает какие-то новые черты. Иногда это очень хорошо, иногда – так удачно, но потом все равно все приходит в равновесие, ребята «выгрываются» в спектакль, и он приобретает совершенно новые интересные черты.

Александр Федоров с актерами ДМТЮА

Что касается труппы, то скажу, что, конечно, я не льщу себе, что это настоящие актеры. Скорее всего, они актеры и друзья. Не знаю, чего больше — актерского или дружеского. По-разному. Я понимаю, что Детский музыкальный театр юного актера – это не только место, где они профессионально учатся, но это еще и их клуб, их место, куда их привела любовь: любовь к театру, любовь к искусству, любовь к творчеству. Это, да простят меня учителя, не обязанность идти в школу. Они хотят идти в театр, они идут с радостью, они идут что-то узнавать, что-то постигать, они идут встречаться со своими друзьями, они идут встречаться со своими педагогами, которые для них являются личностями.

У нас в театре есть девиз: «Уважай ребенка». Уважай, ведь это твой партнер. И это действительно так. Потому что ради них мы работаем, ради них мы живем, с ними работаем и вместе с ними строим театр. Я всегда говорю ребятам, которые уходят, что в этом театре есть их кирпичики. Он строят этот театр. И не случайно в новом здании театра все наружные стены изнутри будут выложены кирпичом. Я всегда говорю, что каждый кирпич – это человек, который был в театре. И, может быть, на каждом кирпиче кто-то будет расписываться. Может быть и так. Может, мы вообще сделаем специальную стену из кирпичей. Их будет сотни, и каждый из выпускников будет приходить, писать, когда он был в этом театре, и расписываться. Это очень правильно. Не знаю пока, будет это или не будет, но каждый ребенок, каждый актер, положил кирпичик в здание этого театра. Мы все его строим. И продолжаем строить. Это такое бесконечное строительство.

Это странный театр. Это театр, в который идут не по обязанности, а по любви. Наверно, это главное, что отличает, вернее даже, не отличает, а дополняет наш театр, в отличии от других театров. Куда, конечно, актеры ходят, потому что любят это дело, но иногда они ходят, потому что это их работа – они обязаны прийти. Мы же не можем заставить ребенка прийти в театр – они идут туда только по любви. Из-за любви к искусству, к друзьям, к педагогам и своим персонажам. Вот что такое Детский музыкальный театр юного актера.

Материалы по теме
Интересное
Высшее образование за рубежом открывает перед ребенком хорошие перспективы: престижная работа, высокий доход и возможность часто бывать...
партнерский материал
Психология
Пришло время признать свои заслуги!
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.