«Спектакли все время живут. Они все время меняются»: монолог художественного руководителя Детского музыкального театра юного актера

«Спектакли все время живут. Они все время меняются»: монолог художественного руководителя Детского музыкального театра юного актера - слайд

© Мюзикл «Приключения Тома Сойера»

Александр Федеоров рассказывает о том, как работают и творят его подопечные

Не так давно мы рассказывали вам о том, как живет и работает во время пандемии театральная студия театра «МОСТ», а сегодня хотим представить вам монолог художественного руководителя Детского музыкального театра юного актера,  профессора ВГИКа им. С.A. Герасимова, заслуженного артиста России, лауреат Премии правительства РФ в области культуры, Александра Федорова. Он рассказал нам о том, чем жил театр до карантина, что делал во время и какие строит планы на будущее.

Детский музыкальный театр юного актера – это театр, в котором играют дети-актеры. В нашем театре главные действующие лица спектаклей именно дети, хоть спектакли и посвящены вполне себе взрослым проблемам. Это спектакли о дружбе, о любви, о страхе, о предательстве, о счастье – обо всем, что окружает человека в его жизни. Это настоящий мир театра, в который приходят дети.

Когда спектакль готов, то они проходят за кулисы, переодеваются, настраиваются и выходят на сцену уже в других образах. Они выходят на сцену в образах Тома Сойера, Гекльберри Финна, Бекки Тэтчер, друзей этих персонажей. А на следующий день они приходят и попадают в Лондон начала 19 века – в мир Оливера Твиста, мир странных людей: маленьких воришек, гробовщиков и рыночных торговцев.

Спектакль «Пеппи Длинныйчулок»

На следующей неделе они приходят в театр и попадают в мир странной школы, где разыгрывается спектакль «Московская История 1205». Они попадают в мир отличников и двоечников, куда приходят двое новеньких, такие современные Ромео и Джульетта, и вот начинается борьба двух кланов за обладание этими новенькими.

Вот так, собственно говоря, происходит жизнь театра. Но между этими спектаклями ребята приходят в театр и занимаются постижением профессии. На их уровне, конечно, на уровне детей. Все это очень серьезно, ведь с ними занимаются профессиональные актеры, профессиональные режиссеры и профессиональные педагоги по различным дисциплинам. Поэтому между этими спектаклями лежит огромный труд. Собственно говоря, это ответ на вопрос, что мы делали до карантина. Вот в таком вот ежедневном режиме мы и жили, так мы и работали.

Могу сказать, что спектакль – это всегда праздник, к которому мы всегда идем, готовимся. Иногда это спектакли не в нашем театре – мы много ездим и показываем спектакли на других площадках. У нас есть свои постоянные места наших гастролей по Москве, если можно так выразиться. Это площадка Московского Мюзик-Холла, театр «Русская песня», Московский международный Дом музыки, московский театр Новая Опера – на этих площадках театр выступает и показывает спектакли. Там уже собирается не 90 человек, как в нашем маленьком театре, а уже 500, 600 и даже 1000. Если театр – это первый дом, то эти площадки – это уже наши вторые дома, так сказать. Там работают не просто люди, которые предоставляют нам площадку, а уже наши друзья и наши многолетние партнеры.

Хочу сказать: удивительно, что это профессиональные площадки и профессиональные театры, которые не боятся постоянно предоставлять площадку театру, казалось бы, непрофессиональному. Ведь что такое профессиональный театр? Профессиональный театра – это театр, где профессиональные актнры занимаются своей профессией. По сути, наш театр не является профессиональным театром, ведь у нас играют дети, которые еще не выбрали профессию актера. Может, конечно, они и выбрали ее в душе или мечтах, но пока что это просто школьники. Они ходят в школу, после школы приходят к нам и овладевают какими-то азами актерской профессии, после чего играют спектакли. И вот я хочу сказать, что эти серьезные театры, — и Московский Мюзик-холл, и Новая Опера, и московский Дом музыки, — с радостью предоставляют нам свои площадки, чтобы мы показывали на этих площадках спектакли. Это и доверие и, конечно, настоящее признание работы нашего театра. Потому что, если театры предоставят площадки непрофессиональному коллективу, то, если спектакль будет плохим, это может кинуть тень на то место, в котором этот спектакль был сыгран. То есть, раз нас приглашают все время, то люди понимают, что спектакли театра юного актера – это всегда уровень, всегда качество и всегда профессионализм.

Спектакль «В детской»

Что мы делаем сейчас во время карантина? Знаете, мы почти совсем не прекратили работать. Имела место недельная пауза в самом начале карантина, но в эту недельную паузу мы совещались, делали онлайн-конференции с педагогами, выработали систему, по которой мы будем продолжать работать. А дальше у нас продолжились занятия с детьми в режиме онлайн практически по всем дисциплинам, которые у нас были. Это и сценическое движение, и хореография, и актерское мастерство, и даже пение. Ребята разучивают новый материал, сдают новый материал педагогам, педагоги принимают у них этот материал и ставят за него свои оценки. После этого педагоги общаются с ребятами в онлайн-режиме, говорят о плюсах, говорят о минусах. То есть театр продолжает жить практически полной жизнью. Вплоть до того, что разучиваются новые произведения, которые должны быть поставлены в театре – это мюзикл «Республика ШКИД». И как раз сейчас заканчивается разучивание музыкального материала. Наверное, через неделю этот материал будет предоставлен художественному руководителю, то есть мне. Я посмотрю, как ребята выучили материал, что и будет сдачей работы в онлайн-режиме.

Кроме всего прочего мы сейчас открыли такой проект – театральный кинолагерь. Можно сказать, что мы привлекли себе в партнеры кино. Ребята в лагере работают с различными педагогами: и актерское мастерство, и пластика, сценическое движение и пение. А результатом этой работы, результатом таких занятий и репетиций станет 20-минутная кинозарисовка, фильм, в основе которого будет лежать детское произведение. Ребята предстанут в образах различных домашних предметов, это будут и кастрюли, и чайники, и шкафы, и ванны, и душ. И каждый из участников лагеря в конце смены получит на память этот фильм. Все сыграют единый спектакль, где каждый сыграет свой подготовленный кусочек, после чего мы все это смонтируем и получим фильм.

Сейчас готовится вторая смена этого кинолагеря. Но хочу сказать, что в первой смене участвует аж три группы детей. Они работают параллельно. А мне очень интересно, как они сравнят свои фильмы, то есть каждый фильм своей группы. Наши лагеря – это открытая система, в которой могут поучаствовать ребята не только из нашего театра, но и ребята из Москвы и даже из разных уголков России и мира. У нас есть ребята из Парижа, из Берлина, их Казахстана и Узбекистана – из тех мест, куда мы ездили с гастролями. Это русскоязычные ребята, которые смотрели наши спектакли и сейчас они хотят еще раз встретиться с нами в онлайн-пространстве. Параллельно с кинолагерем мы готовим онлайн лагерь для самых маленьких.

Какие постановки у нас идут? Это спектакль «В детской», на музыку Модеста Мусоргского, мюзикл «Приключения Оливера Твиста» по классическому мюзиклу Лайонела Барта, это мюзикл «Приключения Тома Сойера», музыкальная притча в стиле фолк «Сон о дожде», мюзикл «Московская История 1205», музыкальный спектакль «Пеппи Длинныйчулок», музыкальный комедийный вестерн «Вождь краснокожих», опера Ефрема Подгайца «Баранкин, будь человеком», спектакль-ревю «Фантазии на тему Дунаевского». Я, пожалуй, все назвал из того, что у нас сейчас идет в театре. Каждый спектакль для нас дорог, каждый спектакль любим. Конечно, кто-то из ребят больше любит один или другой спектакль.

В каких-то спектаклях заняты ребята только младших групп, как «В детской». Потом они вырастают и переходят в другие спектакли. Так что спектакли все время живут. Они все время меняются. Когда в спектакль приходит новая группа, совершенно новые ребята — это новый Оливер, новый Плут, новый Том Сойер, новые отличники и двоечники, спектакль принимает новых героев, новых актеров и, конечно, он подлаживается под них, и ребята встраиваются в этот спектакль. Поэтому происходит такое взаимное врастание новых ребят, и, конечно, спектакль приобретает какие-то новые черты. Иногда это очень хорошо, иногда – так удачно, но потом все равно все приходит в равновесие, ребята «выгрываются» в спектакль, и он приобретает совершенно новые интересные черты.

Александр Федоров с актерами ДМТЮА

Что касается труппы, то скажу, что, конечно, я не льщу себе, что это настоящие актеры. Скорее всего, они актеры и друзья. Не знаю, чего больше — актерского или дружеского. По-разному. Я понимаю, что Детский музыкальный театр юного актера – это не только место, где они профессионально учатся, но это еще и их клуб, их место, куда их привела любовь: любовь к театру, любовь к искусству, любовь к творчеству. Это, да простят меня учителя, не обязанность идти в школу. Они хотят идти в театр, они идут с радостью, они идут что-то узнавать, что-то постигать, они идут встречаться со своими друзьями, они идут встречаться со своими педагогами, которые для них являются личностями.

У нас в театре есть девиз: «Уважай ребенка». Уважай, ведь это твой партнер. И это действительно так. Потому что ради них мы работаем, ради них мы живем, с ними работаем и вместе с ними строим театр. Я всегда говорю ребятам, которые уходят, что в этом театре есть их кирпичики. Он строят этот театр. И не случайно в новом здании театра все наружные стены изнутри будут выложены кирпичом. Я всегда говорю, что каждый кирпич – это человек, который был в театре. И, может быть, на каждом кирпиче кто-то будет расписываться. Может быть и так. Может, мы вообще сделаем специальную стену из кирпичей. Их будет сотни, и каждый из выпускников будет приходить, писать, когда он был в этом театре, и расписываться. Это очень правильно. Не знаю пока, будет это или не будет, но каждый ребенок, каждый актер, положил кирпичик в здание этого театра. Мы все его строим. И продолжаем строить. Это такое бесконечное строительство.

Это странный театр. Это театр, в который идут не по обязанности, а по любви. Наверно, это главное, что отличает, вернее даже, не отличает, а дополняет наш театр, в отличии от других театров. Куда, конечно, актеры ходят, потому что любят это дело, но иногда они ходят, потому что это их работа – они обязаны прийти. Мы же не можем заставить ребенка прийти в театр – они идут туда только по любви. Из-за любви к искусству, к друзьям, к педагогам и своим персонажам. Вот что такое Детский музыкальный театр юного актера.

Материалы по теме
Интересное
Развитие
Объясняет Юлия Марышева, руководительница программ Мемориальной синагоги Российского еврейского конгресса
Развлечения
Для тех, кому наскучила диснеевская анимация
Комментарии 0
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.