«Дети способны увидеть неочевидное в привычных вещах»: психолог — о том, как развивать креативное мышление у детей

«Дети способны увидеть неочевидное в привычных вещах»: психолог — о том, как развивать креативное мышление у детей - слайд

© Иллюстрация Кристины Савельевой

Упражнения, задания и прикольные идеи от педагога-психолога Ломоносовской школы

Мы привыкли думать, что креативность нужна только творческим людям, но это не так. Без нее не обойтись в повседневной жизни, этот навык будет полезен всегда, чем бы ребенок не занимался. Почему — рассказывает педагог-психолог Ломоносовской школы Анна Исаева.

Креативность входит в топ-5 профессиональных навыков, согласно отчету Всемирного экономического форума. Крупными компаниями ценится умение мыслить нешаблонно, подключать воображение, искать нестандартный подход. Простые задачи со временем будут автоматизированы, но машины никогда не научатся мыслить так, как человек. Креативные люди имеют преимущество — они более адаптивны в кризисных ситуациях, способны предлагать новые релевантные продукты и решения.

Что мы понимаем под креативностью

Креативность — способность создавать новое, нестандартное, отличающееся от привычного. Это качество отличает хорошего специалиста от рядового сотрудника, который выполняет поставленные задачи. Люди с развитым креативным мышлением ценятся больше, их труд оценивается выше. Они имеют подвижный и гибкий ум, не теряются в непонятных ситуациях, когда нет готовых сценариев. Креативность — один из главных soft-skills, то есть гибких навыков, по версии деловой сети LinkedIn.


С трех до пяти лет все дети креативны — они еще не усвоили общепринятые правила, часто удивляют своими словами и поступками.


Дальнейшее развитие навыка во многом зависит от родителей и педагогов. На школьных уроках акцент в основном делается на чтение и говорение, запоминание информации, логическое мышление, то есть левое полушарие мозга. Правое полушарие, которое отвечает за креативность и воображение, часто не получает такой же нагрузки.

Дети могут привыкнуть мыслить стандартно, существовать в определенных рамках, следовать четкому плану, а при отклонении от него — теряться. Важно научить их думать самостоятельно и вариативно, быть изобретательными. Ребенок с развитым креативным мышлением уверен в себе, не оглядывается на других, не боится принимать решения.

Хорошие новости: креативное мышление — навык, который можно тренировать, особенно в школьном возрасте.

Что развивает креативность — простые задачи для детей

Упражнения на развитие креативности можно делать дома, не обязательно записываться на специальные курсы. Подойдут любые задания, которые не имеют готовых решений и единственно верного ответа, дают простор для творчества и воображения, позволяют порассуждать. Подобные упражнения стимулируют работу правого полушария, которое отвечает за развитие образного мышления.

 Создавайте среду для развития детской продуктивной деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование по собственному замыслу развивает воображение ребенка и способствует развитию его собственной инициативы.

 Веселые игры «Каракули», «Кляксография» помогут весело и с пользой провести свободное время. Возьмите лист бумаги, нарисуйте несколько линий, абстрактную фигуру или кляксу, и попросите ребенка закончить изображение, а потом рассказать о том, что у него получилось — персонаж, животное, мифический предмет или растение.

 Задавайте больше вопросов: на что похоже это облако, как думаешь, куда летит воробей, а вот ребенок с мячом — как прошел его день? Любые внезапные вопросы побуждают к размышлению и поиску ответа.

 Начните рассказывать сказку и предложите придумать дальнейшее развитие событий. Попросите подробнее описать, как выглядят герои, во что они одеты, что их окружает. Создание мира с нуля прекрасно развивает креативность.

 Читайте и обсуждайте прочитанное. Чтение расширяет кругозор, а анализ событий — основа формирования креативности. Это научит школьника иметь свою точку зрения, последовательно излагать мысли. Читать лучше вдумчиво, подмечать и выписывать необычные метафоры или вести читательский дневник — записывать мысли после прочтения.

 Придумывайте рифмы. Назовите слово, а ребенок попробует подобрать рифму. Начать можно с одного слова, а потом подключать целые строчки — так у вас получится стихотворение.

 Посмотрите вокруг и найдите какой-нибудь простой предмет, предложите ребенку назвать десять новых способов применения. Например, скрепку можно использовать как крючок, разогнуть и сделать кольцо или заколку. Дети способны увидеть неочевидное в привычных вещах.

 Многие издательства выпускают специальные блокноты для развития креативности, где на каждой странице необычные задания. На одной нужно оставить отпечаток руки, на другой нарисовать что-то зеленое или всю страницу заполнить только буквой «М».

 Играйте в настолки. Например, «Имаджинариум» — настольная игра, где на карточках изображены необычные рисунки и используется метод ассоциаций. Или «Крокодил», когда жестами без слов нужно объяснить остальным загаданное слово. Можно взять любое существительное и попросить ребенка придумать к нему несколько ассоциаций.

 Еще одно упражнение — составить предложение, где все слова будут начинаться на одну букву. Неважно, какой при этом получится смысл.

Любые игры — хороший способ не только потренировать креативность, но и провести время с семьей. Главное — положительные эмоции и интерес.

А еще, важно давать детям свободу самовыражения. Особенно, если ребенок занимается чем-то увлеченно, забыв о времени. Иногда главный секрет развития детской креативности — не мешать ей проявляться.

Родили и не поняли

Слушайте подкаст от редакции

Материалы по теме
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.