Ма-ма мы-ла ра-му. Личный опыт чтения с дислексиком

Ма-ма мы-ла ра-му. Личный опыт чтения с дислексиком - слайд

© Коллаж Chips Journal

«А вы еще не читаете?»

В конце прошлого учебного года стало ясно, что мой сын, второклассник Мирослав, читает плохо и бессмысленно. Ну то есть не понимает, что читает.

А значит — не понимает условия задач, в том числе по математике. Ему трудно дается любое обучение через текст. А уж чтение на английском так просто ад.

Короче, учиться трудно, когда читаешь плохо.

При этом он учился в частной школе, в которой вроде как были нейрофизиологи, психологи и тьюторы. Но никто из них ни разу не задался вопросом, что с ребенком что-то не так.

В общем, я решила брать дело в свои руки.

Первым делом мы отправились на курсы скорочтения и купили соответствующие книги и пособия. Это оказалось очень увлекательно и весело, но совершенно не помогло ребенку.

Забегая вперед, скажу, что детям с дислексией в принципе запрещены такого рода практики.

Но никто на входе не спрашивает и не проводит диагностику. Главное — платите деньги. А то, что это прямой вред для малыша — за это никто не отвечает.

Тогда я решила устроить себе челлендж и за лето не просто научить человека читать, а прям что б ему по кайфу стало.

Дальше программа была такая:

  • Slow reading — спасибо коллегам, которые подсказали. То есть мы читали медленно, могли за раз осилить один абзац. Но вдумчиво, обсуждая чуть ли не каждое слово. А то и каждое.

    Для справки: «медленное чтение» (slow reading) — это практика, противостоящая пассивному и бездумному потреблению информации.

    В отличие от скорочтения, которое обещает научить нас читать по 100, 200, 300 книг в год, или школьного чтения, раздающего готовые формулы и ответы на все вопросы, медленное чтение предполагает глубокое, комплексное погружение в текст и самостоятельную, ответственную работу с ним.

    Рождение этой практики часто связывают с появившимся в конце ХХ века медленным движением. Его сторонники стремятся замедлить темп жизни, сильно ускорившейся в последнее время, во всех ее сферах — от еды и путешествий до моды и науки.

    • Чтение посредством мамы. Я читала ему каждый день, выбирая интересную для него книжку. Обсуждая и хохоча вместе.
    • Занятия онлайн два раза в неделю по 40 минут, на которых они придумывали сюжеты, рассказывали истории и писали вместе книгу.
    • Чтение всяких прикольных стихов и рассказов. Мы ухохотались над детскими стихами в «От 2 до 5» Чуковского и над разными веселыми рассказами, например Зощенко для детей.
    • При этом обязательная аудиокнига на ночь перед сном, но это мы практикуем уже много-много лет.

    Это дало свои результаты, но, увы, не те, которых мы ожидали. Ребенок начал читать и понимать, но темп был все равно не быстрый, а главное — он путал буквы при чтении и иногда писал их наоборот.

    Спустя год, по рекомендации нашего нейрофизиолога и психолога, Мирослав прошел большое и комплексное медицинское обследование.

    В результате обследования, в том числе, были диагностированы дислексия и дисграфия.

    Теперь нам предстоит большая работа с логопедом, психологом, нейрофизиологом. Но в любом случае, практику чтения мы продолжаем.

    Поделюсь несколькими книгами, которые мы читаем с интересом и удовольствием.

    Книги для дисклексика.

    • «По горячим следам» — короткие детективные загадки, ответ на которые спрятан в картинках. Читаем немного, потом переключаем внимание на картинку. Интересно, быстро, забавно.
    • «От двух до пяти» — уморительно смешные детские четверостишия.
    • «Карусель в голове» — короткие смешные рассказы про школу. Миру прям легчает, когда он понимает, что не только ему бывает сложно и страшно на уроках. Заодно отличный повод обсудить про страхи и про то, что ошибки — это не смертельно.
    • «Тайна детской коляски» — почти комиксы. Читается легко и с удовольствием.
    • «Пьер распутывает дело» — скорее книжка-головоломка, чем текст. Но очень хорошо тренирует внимание. И опять-таки — снимает напряжение по поводу чтения и книг.

    Этот список, скорее, список форматов. Таких достаточно много, главное понимать принцип, стиль книги.

    Важно, что мы всегда читаем вместе и по очереди. Потому что самому дислексику крайне сложно читать, если оставить его один на один с книгой.

    Все, что нужно освоить по школьной литературе, мы слушаем в аудиокнигах и читаю ему я. Стараясь, конечно, чтобы он тоже читал по мере сил.

    CHIPS JOURNAL в VK

    Подписывайтесь на нас во всех соцсетях!

    Материалы по теме
    Интересное
    Комментарии 0
    Подпишитесь на нашу рассылку
    Мы будем присылать вам важные и лучшие материалы за неделю.
    Вы сможете дополнительно настроить рассылку в личном кабинете.