Любить, а не чинить: письмо редактора

Любить, а не чинить: письмо редактора - слайд

© Коллаж Кристины Савельевой

Воскресное письмо Тамары Высоцкой

Привет!

Пишу вам я, Тамара Высоцкая. Поговорить хочу о том, как мы, родители, пытаемся решить свои проблемы с детьми — и о том, что в этом подходе не так.

Когда мой сын был совсем маленьким, он, как и положено младенцу, довольно плохо спал. Довольно плохо — это значит, что он просыпался каждый час-полтора и подолгу не мог заснуть. По мере взросления, конечно, режим постепенно стабилизировался, но сильно легче не становилось.

Я помню, как муж постоянно предлагал мне отнести ребенка к неврологу — а вдруг он так плохо спит, потому что с ним что-то не так? И мы ходили: и к неврологам, и к остеопатам — все пытались найти волшебную кнопку, которую можно нажать и все исправить. Мы даже подсознательно хотели, чтобы какой-нибудь уважаемый специалист нам сказал: «Я знаю, почему он плохо спит — вот вам таблетки, и все пройдет». Но этого, конечно, не происходило — нам достался совершенно обычный ребенок, спящий по совершенно нормальному для своего возраста графику.


Чуть позже я заметила, что родители нередко прибегают к помощи врачей для того, чтобы решить совершенно немедицинские проблемы.


Недавно видела вопрос от матери ребенка школьного возраста: ребенку сложно учиться в школе, неусидчивый, невнимательный, учителя жалуются — может быть, есть какие-то препараты, которые помогут это исправить? Может быть, есть врач, который скажет, почему ему не нравится учиться?

И хотя, бесспорно, существуют случаи, в которых без помощи специалистов не обойтись, мне кажется, в большинстве своем поведенческие проблемы ребенка должны решать совсем не врачи. Просто все мы, как родители, замученные сотней дел и забот, хотим, чтобы хоть что-то в нашей жизни решалось одним рецептом на чудо-пилюли — и все. Но так не бывает.


В преддверии школы об этом хочется говорить особенно громко — совсем скоро дети пойдут в школу (многие из них — впервые) и там вполне может оказаться, что они ведут себя не так, как должны вести себя прилежные ученики.


И здесь родителям важно помнить о том, что их задача — не в том, чтобы при помощи волшебных таблеток, велеречивых школьных психологов, угроз, подкупа, шантажа и наказаний заставить ребенка вписаться в очень стандартизированную и чрезмерно зарегулированную систему школьного образования, а в том, чтобы помочь ребенку пройти через эту одиннадцатилетнюю мясорубку с минимальными потерями, хоть какими-то знаниями и желанием чем-то заниматься и дальше.

Это не просто (точно не так просто, как дать таблетку) — сменить школу, учителя, разобраться, почему именно ребенок плохо ведет себя на уроках (Ему скучно? Он еще не дозрел до обучения в школе? Он слишком сильно стрессует, и ему неспокойно?), но результат совершенно точно будет стоить затраченных усилий.

Первого сентября тысячи родителей снова окажутся перед выбором: попытаться «починить» своего ребенка так, чтобы он стал удобным для системы, или все же попытаться изменить, обойти, модернизировать систему так (хоть немного!), чтобы ребенку стало комфортнее внутри нее.


Признать существующие проблемы. Попытаться найти их решение, но оставаться на стороне своего ребенка.


И я понимаю, что нам важно научить своих детей играть по правилам, вписываться в общество, коммуницировать с другими людьми и следовать общественным нормам, но давайте, пожалуйста, ради этого не будем ломать своих детей об колено, водить их по врачам и обвинять в «непохожести». В конце концов, мы — единственные люди, которые способны защитить их от произвола и несправедливости.

Собрала для вас несколько текстов о проблемах современной школы (и способах их решения), которые выходили у нас:

Я/Мы София Савельева: колонка Лены Аверьяновой о праве школьника на ошибку

Кто виноват: школа, дети или родители? Почему современные дети не хотят учиться

Чему на самом деле стоило бы научить ребенка в школе

Моральное устаревание: 14 вещей, которые пора изменить в школьном образовании

Семейное образование: что вам нужно знать, если вы не собираетесь отдавать ребенка в школу

«Мы просто разочаровались в системе образования как таковой»: монологи родителей о возвращении в школу в новом учебном году

«Боязнь ошибиться»: выпускники рассказали, что им подарили школьные годы

Берегите детей!

Старший редактор Cj,

Тамара Высоцкая

Материалы по теме
->